Кино привезли! 6-09-2016, 18:57 // Категория: Общество
С такими радостными криками бежала в советские годы деревенская ребятня за мотоциклом «Урал», приезжавшей в деревню из районного центра. За рулем сидел высокий ладный парень Клих Роман Людвигович. В люльке мотоцикла лежали бабины с любимыми фильмами. В районе в 1970-80-е годы было 66 киноустановок, которые раньше были профсоюзными, а затем присоединены к киносети. Поэтому кино показывали не только в районном центре, но в деревенских клубах.
Родился и вырос Роман Людвигович в Кызыльском совхозе. Окончив школу, поступил учиться в Абдуллинское ПТУ, стал работать в Куйбышевской железной дороге, в депо Дема, позже в Раевском депо помощником машиниста. После учебы в Уфе ремонтировал пылесосы, холодильники в Раевском КБО в отделе сложной бытовой техники.
Профессию слесаря КИП и А, а со временем и реммастера по ремонту киноаппаратуры получил в 1979 году после окончания Белебеевского городского профессионального технического училища. Так он начал работать в киносети.
Летом в Раевке работал кинотеатр «Пионер». На этом месте сейчас находится Социально-культурный центр.
Роман Людвигович вспоминает работу в киносети, в кинотеатре «Октябрь»: «Зал имел наклонное положение, много посадочных мест. Был большой экран. Фильмы проецировались из окошечек кинобудки. Подъем в кинобудку на второй этаж сейчас перестроен. Справа от входной двери в кинотеатр была дверь – в кассу. Кабинет художника и директора находились слева от входа в зал. После сеанса зрители выходили из зала через фойе. На лицах можно было увидеть впечатления от увиденного фильма, искреннюю радость или слёзы. В фойе висели афиши с киноактерами, названиями фильмов.
Работа Романа Людвиговича заключалась в ремонте киноаппаратуры, фильмокопий, то есть кинолент. Фильмокопии делились на 4 категории: 1 –отличная. 2 удовлетворительная. 3- плохая, 4 -очень плохая, в руках рвется Бывало, что пленка рвалась по несколько раз. Ее надо было клеить. Делали это так. Надо было лезвием или ножницами правильно отрезать по межкадровой линии. Затем чистили лезвием концы пленок, накладывали друг на друга и клеили ацетоном. А позже для заклейки использовали и узкую ленту. Для пленок использовали специальный пресс, для того чтобы пробить отверстие, то есть перфорации. Позже в 90-е годы получили новую аппаратуру.
Часто бывало, что и сам показывал кино. Уже тогда по селам среди недели давали по два сеанса, а в выходные - по три. Люди смотрели все, что показывали. На первом месте были ленты о войне. Невозможно посчитать, сколько раз приходилось демонстрировать "Судьбу человека", "Подвиг разведчика", "Сильные духом", "Молодую гвардию", Свинарка и пастух", "Весна на Заречной улице", "Свадьба в Малиновке". Для детей показывали "Тимур и его команда", "Неуловимые мстители", «Фантомас»…
Детские билеты были по 5 копеек, а взрослые по 10 и 20. В 1970-х - в начале 1980-х были популярны индийские кинофильмы. Билеты покупали за два дня. Зрителей было много, стоял ажиотаж.
В деревнях ребятня помладше непременно проникала в клуб даже на вечерние поздние сеансы. В руках кулек семечек, вместо спецэффектов – обрыв пленки. Вот тогда в зале начиналось недовольство, свист и улюлюканье, и, конечно же, дети шумели больше взрослых. Звук фильма, исходящий из кинотеатра, был слышен далеко окрест.
После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под диски на радиоле, а позже и под магнитофонные записи. На «танцах» дежурили классные руководители, строго следя за детьми и за содержанием песен на кружащих дисках. После того, как объявляли последний «медленный» танец, молодежь начинала расходиться. До утренней дойки были слышны в темноте летней звездной ночи рёв стареньких отечественных мотоциклов или мопедов.
Много сотен метров кинопленки перекрутил на своем веку Клих Роман Людвигович. Всю жизнь проработал в киносети, замечательный труд его отмечен многими грамотами, значком «Почетный кинематографист России». С супругой Надеждой Вячеславовной воспитали дочь.
«Киномеханик после председателя колхоза был вторым человеком на селе. Идешь, а тебе чуть не кланяются», вспоминают старожилы.
И сегодня, когда об отечественном кино и стареньких деревенских клубах вспоминаешь с ностальгией, хочется низко поклониться людям благородной, но уже незаслуженно забытой профессии киномеханика.
Родился и вырос Роман Людвигович в Кызыльском совхозе. Окончив школу, поступил учиться в Абдуллинское ПТУ, стал работать в Куйбышевской железной дороге, в депо Дема, позже в Раевском депо помощником машиниста. После учебы в Уфе ремонтировал пылесосы, холодильники в Раевском КБО в отделе сложной бытовой техники.
Профессию слесаря КИП и А, а со временем и реммастера по ремонту киноаппаратуры получил в 1979 году после окончания Белебеевского городского профессионального технического училища. Так он начал работать в киносети.
Летом в Раевке работал кинотеатр «Пионер». На этом месте сейчас находится Социально-культурный центр.
Роман Людвигович вспоминает работу в киносети, в кинотеатре «Октябрь»: «Зал имел наклонное положение, много посадочных мест. Был большой экран. Фильмы проецировались из окошечек кинобудки. Подъем в кинобудку на второй этаж сейчас перестроен. Справа от входной двери в кинотеатр была дверь – в кассу. Кабинет художника и директора находились слева от входа в зал. После сеанса зрители выходили из зала через фойе. На лицах можно было увидеть впечатления от увиденного фильма, искреннюю радость или слёзы. В фойе висели афиши с киноактерами, названиями фильмов.
Работа Романа Людвиговича заключалась в ремонте киноаппаратуры, фильмокопий, то есть кинолент. Фильмокопии делились на 4 категории: 1 –отличная. 2 удовлетворительная. 3- плохая, 4 -очень плохая, в руках рвется Бывало, что пленка рвалась по несколько раз. Ее надо было клеить. Делали это так. Надо было лезвием или ножницами правильно отрезать по межкадровой линии. Затем чистили лезвием концы пленок, накладывали друг на друга и клеили ацетоном. А позже для заклейки использовали и узкую ленту. Для пленок использовали специальный пресс, для того чтобы пробить отверстие, то есть перфорации. Позже в 90-е годы получили новую аппаратуру.
Часто бывало, что и сам показывал кино. Уже тогда по селам среди недели давали по два сеанса, а в выходные - по три. Люди смотрели все, что показывали. На первом месте были ленты о войне. Невозможно посчитать, сколько раз приходилось демонстрировать "Судьбу человека", "Подвиг разведчика", "Сильные духом", "Молодую гвардию", Свинарка и пастух", "Весна на Заречной улице", "Свадьба в Малиновке". Для детей показывали "Тимур и его команда", "Неуловимые мстители", «Фантомас»…
Детские билеты были по 5 копеек, а взрослые по 10 и 20. В 1970-х - в начале 1980-х были популярны индийские кинофильмы. Билеты покупали за два дня. Зрителей было много, стоял ажиотаж.
В деревнях ребятня помладше непременно проникала в клуб даже на вечерние поздние сеансы. В руках кулек семечек, вместо спецэффектов – обрыв пленки. Вот тогда в зале начиналось недовольство, свист и улюлюканье, и, конечно же, дети шумели больше взрослых. Звук фильма, исходящий из кинотеатра, был слышен далеко окрест.
После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под диски на радиоле, а позже и под магнитофонные записи. На «танцах» дежурили классные руководители, строго следя за детьми и за содержанием песен на кружащих дисках. После того, как объявляли последний «медленный» танец, молодежь начинала расходиться. До утренней дойки были слышны в темноте летней звездной ночи рёв стареньких отечественных мотоциклов или мопедов.
Много сотен метров кинопленки перекрутил на своем веку Клих Роман Людвигович. Всю жизнь проработал в киносети, замечательный труд его отмечен многими грамотами, значком «Почетный кинематографист России». С супругой Надеждой Вячеславовной воспитали дочь.
«Киномеханик после председателя колхоза был вторым человеком на селе. Идешь, а тебе чуть не кланяются», вспоминают старожилы.
И сегодня, когда об отечественном кино и стареньких деревенских клубах вспоминаешь с ностальгией, хочется низко поклониться людям благородной, но уже незаслуженно забытой профессии киномеханика.
Другие новости по теме:
- 2016 ГОД РОССИЙСКОГО КИНО
- Не потерять себя
- Хакиме Низаметдиновне Халиковой - долгожительнице из д. Каран - в марте исполнилось 106 лет!
- Спасибо, что не забываете
- Опора для кроны будущих поколений
Место для рекламы