» » Шежере байрамы. Сильна традиция в сердце башкира

Шежере байрамы. Сильна традиция в сердце башкира 6-07-2012, 09:06 // Категория: Культура

Шежере байрамы. Сильна традиция в сердце башкираПять лет назад в селе Новсепяшево был проведен большой праздник – шежере–байрамы Султангареевых, куда съехались представители большого семейного древа не только из разных концов республики, но и из других регионов. И вот в этом году на новосепяшевской земле у берегов красавицы Кугидель снова праздник – йыйын рода. Не будет преувеличением сказать, что подобного торжества не знали еще ни район, ни одно село.
Фамилия Султангареевых щироко известна не только в нашем районе, но и за его пределами. В свое время стоило назвать только имя аксакала Асфандияра-бабая. Ушел добровольцем на фронт, вернулся с полной грудью боевых медалей и орденов, всю жизнь провел на руководящих постах - директора школы, председателя колхоза, главы сельского Совета, воспитал прекрасных детей. В селе каждый знает, что только из одной семьи Султангареева Мухамадияра на войну ушло четверо мужчин - три сына во главе с отцом. К счастью их близких, все они вернулись победителями в родные края.
Бесценной реликвией семьи стали письма с фронта. Поэтические, полные любви, нежности, веры в счастливое будущее, треугольники Асфандияра его возлюбленной Ямиле. Именно эти любящие сердца и породнили два демских рода - Султангареевых и Сабанчиных, среди представителей которых педагоги и врачи, строители и нефтяники, земледельцы и животноводы, научные работники и музыканты. И многие - многие другие. Славу своих корней и земли множат ученый-филолог, сэсэния, кавалер ордена Салавата Юлаева Розалия Султангареева, ее сын, получивший международное признание музыкант Ильшат Муслимов.
Йыйын начался в доме Султангареевых с обряда жертвоприношения во имя увеличения двух родов – Султангареевых и Сабанчиных. Затем праздник плавно переместился во двор сельского дома культуры. Установка в самом центре шеста (колга) с подарками знаменовала начало торжества.
Йыйын - это древний башкирский праздник. Здесь решались вопросы войны и мира, улаживались различные споры. Право голоса имел каждый. Однако последнее слово всегда оставалось за курултаем – советом старейшин. Потому, как и полагается, собравшимися были выбраны президент йыйына, аксакал, акбика и староста. Выступлений в этот день – ярких, сердечных - было очень много. Как всегда сдержанно, но с большим чувством говорила сэсэния Розалия Асфандияровна. Самые сокровенные струны души затронул Ильшат Муслимов, композитор Мухарам Салихов. Люди приветствовали друг друга танцами, песнями, кубаирами, каждый хотел донести свои чувства родственникам. А президент йыйына Розалия–апай, не скупясь, раздавала всем подарки с шеста.
Йыйын набирал обороты. В древности в народе считалось, что самое близкое место к Богу – это горы. Следуя этому, участники направились на одну из самых высоких гор Альшея – Сусактау. И здесь, на ее вершине, произнесли молитву во имя святых, прося у Всевышнего счастья, добра и мира на всей земле. Попрощавшись с Сусактау, все спустились к роднику Етегэн шишмэ, где ожидал дымящийся самовар. После чаепития люди раздавали друг другу хаер (садака).
После веселых игр и состязаний, где приняли участие и стар и млад, обсуждений наболевших тем, выслушав мудрые мысли старейшин, настала пора закрытия йыйына – принятие жизненного родового закона. Состоящий из 12 пунктов, в нем такие незыблемые правила, как запрет на внутриродовые браки, бескорыстная помощь ближнему, знание имен своих батыров, борьба с пьянством и многое другое. Этот закон был принят единогласно.
Замечательный праздник на живописной башкирской земле, в проведение которого много сил вложили сами новосепяшевцы – учителя и учащиеся школы, сельская администрация, работники культуры, артисты художественной самодеятельности села, стал не просто отголоском древности, а символом единства народа. И все-таки сильна еще традиция в сердце башкира.

Фануза СУФИЯНОВА









Место для рекламы